Daniil Kuznetsov (daniilk) wrote,
Daniil Kuznetsov
daniilk

Categories:

Тайвань-Тайбей (часть 2)



Цель поездки в Тайбей была деловая: поиск местных производителей различных углепластиковых и титановых элементов, но кроме выставки с местными производствами я не общался (о выставке отдельно и на другом сайте). Это было бы интересно, но различные сборочные цеха расположены на юге острова в гигантских заводских кластерах, где предприятия для упрощения логистики сливаются в сотни квадратных километров небольших ангаров и цехов, и посетить их- вопрос времени и согласований. Отмечу здесь только забавную для меня традицию дарить на выставке своим партнерам гигантские композиции из орхидей. Через 3 дня стенды крупных компаний стали напоминать качественную цветочную лавку. Что особо радует, это таблички к цветам. Производитель свою базу партнеров и поставщиков не раскрывает, но все цветы подписаны, осталось воспользоваться рубрикатором выставки и посмотреть, кто именно так был обязан.

На культурную программу у меня было 3 дня. Погода, как это обычно со мной бывает, порадовала ясным солнцем в день прилета, все остальные дни стоял низкий туман, аккурат закрывающий смотровую площадку Taipei 101 (конечно, солнце улыбнулось в день отлета) и температура от 14 до 20 градусов. После свежих питерских -25 - 30 первые дни ходил в футболке. Для местных +15 повод надеть ботинки или угги, свитер под горло и пуховик.

Развлечений в столице Тайваня немного, особенно, если исключить шоппинг и клубы (европейцу рады, даже небритому и всклокоченному), поэтому из всех доступных вариантов были выбраны ночные кварталы, местный парк с видом на город на горе Янмин, Тайпей 101 и, мой любимый способ немного понять местных людей- зоопарк.




Те, кто любят музеи, обязательно должны посетить Национальный музей китайской культуры. Чан Кай Ши вывез заметную часть коллекции Запретного Города (600 000 экспонатов). Все это расположено в красивом здании, на холме, птицы, лианы и загадочная азиатская культура. Я вот подобные заведения избегаю и искренне верю, что 99% людей, ходящих по стендам "бронзовые ступки 12 века", "монеты 8 века до Р.Х." страдают от скуки больше, чем эрмитажные бабки. Оживление происходит только при встрече известной картинки с последних страниц учебника по литературе. Ничего особенного в подлинниках живописи уже давно нет, хороший мошенник сделает идеальную копию любой картины с кракелюрами за сутки так, что свора исследователей потом будет спорить до драки о подлинности.

Любая работа хороша в историческом контексте, а чтобы понять этот контекст, порой необходимо потратить несколько суток, чтобы ощутить, о чем идет речь, я не говорю уже об эволюции техники, в которой выполнено произведение. Возьмите древнегреческую вазу с Персеем и Медузой, забудьте все, что вы знаете о Греции, мифах, и останется странный побитый сосуд, с голыми персонажами, у которых глаза и мимика, как у аквариумных гуппи. Большинство предметов в музеях вообще никаких ассоциаций у людей не рождают. Но упрямо люд ходит напитаться прекрасным и бутербродами из буфета.

Реально впечатляет воссозданная обстановка (это еще один из минусов музеев, на кой черт раскидывать предметы по видовой, а не временной принадлежности), архитектура и, иногда, статуи, тут картинки на мониторе недостаточно. Но опять таки, не зная контекста, увидишь только малую часть. Ладно, отвлекся.

В любом новом месте мне интересна, в первую очередь, городская инфраструктура. Наиболее заметная в Тайбее- это транспорт. Движение очень интенсивное, по свойствам самоупорядоченный хаос, но почти без пробок, скорее речь идет о замедлении потока в часы пик. Основной вид транспорта- это метро, затем автобусы, каждая 3 машина в центре- это такси, затем скутера и машины.

Автомобили, в основном, японских марок (да, Тойота), все леворульные, праворульных не видел, хотя рядом Гонконг и Япония. Относительно много дорогих Мерседесов и БМВ, но это в центре. Такси - это либо Тойоты разного типа, либо вездесущие Фокусы. Встать вторым рядом на аварийку- милое дело, нормально начать перестраиваться под чужое крыло, проезжать светофор на желтый, превышать на трассе на 30-40км, не использовать поворотник. Все это такое родное и близкое, слов нет.

При этом есть одна особенность. Представим себе прямой отрезок дороги в 8 полос. Все едут в своих рядах, но постоянно происходит хаотичное бесцельное перестроение. Если в какой-то момент любая машина или мотоциклист в потоке замечает, что сейчас его протаранят или размажут, он бибикает. И через мгновение все в радиусе метров 20, кто слышали этот сигнал, занимают свою полосу, поскольку понять, кого в этом хаосе сейчас придавят, нереально.




Разметка и культура знаков на очень хорошем уровне. На перекрестках есть выделенная зона для мопедов (они стартуют быстрее и их количество больше), большинство светофоров имеют таймер. Краска, используемая в разметке, несколько мм толщиной минимум.




Порадовала зона, в которой необходимо остановится летунам, если они переехали пешеходный переход на желтый, а поток стартовал. Небольшой прямоугольник перед перпендикулярным потоком.

Коротких светофоров, на 20 секунд, там почти не бывает. Светофор врубается на минуту и успевает пропустить сотни машин. Время работы постоянно меняется, так что я уверен, за регулировку отвечают не только выходящие на улицы в час пик постовые, но и диспетчера. Уж больно точно происходит переключение: открылся перекресток, караван машин вдоль квартала, ограниченный светофорами, въезжает в следующий отрезок дороги, причем свет будет гореть ровно столько, чтобы заполнить новую емкость, светофор закрывается.




Возвращаясь к разметке. Моя любимая зона "не выезжать на занятый перекресток", с угрозой всех гаишных кар. По ней плачет Россия.




Гигантские перекрестки имеют уродливые наземные переходы, которыми никто, впрочем, не пользуется. Зато они хороши для съемок дорог.



Светофоры на некоторых крупных узлах переходят на красный для всех потоков одновременно и дорогу можно переходить по диагонали. Когда я бегал прямыми углами, не замечая, что везде горит зеленый, местные смотрели с ухмылкой.




Автобусная связь быстра, надежна, удобна и нихрена непонятна, пока вас не проводили за руку. Кому надо платить, как надо платить, почему в автобусах есть считыватели карт и банки для мелочи, которые не выплевывают билеты? Впрочем, из плюсов LED дисплей с информацией по маршруту на китайском и английском, (если фразы: "Ксин-ло!"," Шеджен!" вам помогут), постоянное шипение пневмоэлементов и выносящее душу дублирование поворотников противным звуковым сигналом.




Точное время прибытия следующего автобуса в городе видно на остановке.

По тайваньскому метро нужно издавать книги. Такие здоровенные дизайнерские альбомы для фанатов фирменных стилей, семиотики, организации систем и пр. Уверен, что и издают. Сейчас будет дохрена фотографий.

Грааль любой навигации- это ситуация, когда абсолютно незнакомый с системой человек может начать ей пользоваться без особого включения головы. На полном автомате по метро я стал перемещаться уже на второй день. Местные умудрились собрать воедино все региональные метроидеи и сделать лучший метрополитен в мире. Он реально лучший, за последние 10 лет его награждали таким титулом 4 раза. Такого сервиса, качества, удобства обслуживания и навигации я не мог себе представить даже примерно. Говорят, что успех спорного проекта был ошеломляющим, метро заметно разгрузило город, оживило целые городские районы, с ранее плохой транспортной связью, ну, и кто-то нажился на пятнах застройки, куда без этого) Ежедневное количество пассажиров: 1.5 миллиона. Плотно, но давок нет.




Начну с локации. Метро неглубокого залегания, на многих станциях спуск по очень крутым лестницам, никаких эскалаторов. Для инвалидов есть лифты, либо эскалаторы, но входы на эскалаторы не уличные, а из торговых центров, если такие есть поблизости.




Часть линий находится под землей, часть- на высоченных, метров до 15-20 наземных бетонных опорах прямо над дорогой. Сейчас наземные-подземные станции в долях 50/50, но доля станций в воздухе заметно вырастет через 2-3 года, поскольку метро тянут и тянут (неинтересная схема того, как оно будет). Не обошлось и без местного Лужкова: есть подцепленная к метро линия фуникулера.







Поскольку климат позволяет, уличные станции открыты всем ветрам, иногда- неплохая панорама. Вообще, хороший способ осмотреть город - это проехать по наземным веткам. Станции расположены часто, находятся в воздухе, перемещение быстрое.






Вход и выход в метро сделан через одну линию турникетов. В зависимости от нагрузки оператор переводит их в режим вход-выход. Желтая черта перед турникетом огораживает "No food, no drinks" зону.


К станции какой линии вы подошли, очевидно даже полуслепому иностранцу.


Все проездное дело дают в автоматах. Подходишь, смотришь стоимость проезда до нужной станции, кидаешь железо или банкноты, получаешь жетон и сдачу. По времени занимает около 10-15 секунд. Приложил к считывателю на входе- у тебя два часа, чтобы покинуть метро на оплаченной станции (или аналогичной, такого же тарифа). Если не успел- штраф 20 рублей. Ошибся со станцией - доплатил за жетон дежурному и все ок, на выходе жетон забирает турникет. Запутался? Дежурный выскочит, как чертик, возьмет под локоть и очень быстро проведет через все проблемы. Еще, я не удивлюсь, если под турникетами в полу стоит какой-нить хитрый транспортер, который использованные жетоны отправляет назад в билетные автоматы.




В центре жить выгодно. От края до края города стоимость поездки 65 долларов, если живешь в центре, максимум 45.




Птичий грипп здесь все помнят (на дисплее предупреждение, что птиц и мясо птицы возить в метро нельзя)

Оплата проезда не только с помощью RFID жетонов (срок действия 1 день) но и предоплаченными картами, скидка 20%. Я сдуру купил для маршрута выставка-отель 8 жетонов, когда местные увидели, отвели за руку и заставили сдать, долго стыдили и пихали в руки гид по метро на английском. Местные- это дежурный по станции, едва говорящий по-английски, но которому было дело до горсти пластика в моей руке и чуть не потерянных денег.




Особенность. Подземные станции и вестибюли идеально ориентированы на местности точно под проезжей частью (очевидно, метро держат в рамках муниципальной земли). Т.е. если вы способны запоминать свои повороты по 90 градусов, оказавшись на платформе и зная в какую сторону города вам ехать, вы точно знаете к какому поезду вам подходить.




Очень неожиданной выглядит пересадка с подземной на наземную станцию. Эскалатор проносит через открытую улицу с дорожным трафиком и пешеходами и через мгновение в надземный вестибюль.



Каждая станция- это небольшой многоуровневый подземный торговый комплекс с кафе и магазинчиками, на станциях есть идеально чистые туалеты, качество которых выше, чем в хороших питерских гостиницах, комнаты матери и ребенка, столы находок. Туалеты без дверей, в Азии к опорожнению мочевого пузыря относятся чуть проще. Сбоку от входа добившая меня деталь. Хотя занят или нет туалет можно оценить просто заглянув в проем, наверху висит гребанное ТАБЛО! с индикацией свободных, занятых и сломанных писсуаров и кабинок на плане туалета.



На многих станциях работают волонтеры. В основном, как гиды и в бюро находок.




Крупнейший пересадочный узел в 4 уровня, откуда можно перейти в железнодорожный вокзал, подземный торговый комплекс на пару сотен лавок.



Несколько веток метро имеют разный тип составов от больших подземных с контролем машинистов, до легких наземных на полном автомате. Дети рады.




Платформы оборудованы телевизорами с информацией о времени ожидания следующего поезда в обе стороны, текущей погодой, для тех, кто любит картинку, социальная реклама по кругу. Весь пол размечен точками, где будет открыта дверь и дорожками, на которых надо выстраивается в два ряда в ожидании поезда.




На оживленных станциях людской поток отсекают прозрачные двери. Внизу всех эскалаторов, зона-разметка как на уличных перекрестках "зона- свалил побыстрее отсюда".




На многих станциях без дверей за 30 секунд до прибытия поезда загораются фонари в полу и подается звуковой сигнал.






Все выходы в метро снабжены плакатами и схемами превосходной верстки, каждая уникальная для своего угла в переходе, где расписана станция, город наверху, дана общая информация. Хотя от реальной диктатуры к зеленой демократии страна перешла совсем недавно, в метро запрещают агитировать за политиков.

Что-то текст затянулся, остальное впихну в третью часть.


Tags: Трэвел
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments